Визуальная аналитика современного мира

Тише воды: самая большая подводная лодка в мире

История развития подводного флота охватывает весь XX век, однако, до 1944 года все корабли данного класса считались надводными и не могли длительное время находиться под водой. Важную роль в развитии подводного флота сыграла Германия. Во время Первой мировой войны именно немецкие подлодки поставили Великобританию на грань поражения.

История российского подводного флота включает в себя период, когда подлодки были несовершенными и современный этап развития вооружения нового поколения. Поговорим о самой большой подводной лодке в мире, размеры которой можно сравнить с величиной многоквартирного дома.

Подводная лодка класса «Акула», классификация НАТО — «Typhoon»

Субмарины стоят на вооружении 39 стран мира, ряд государств использует малые суда для исследований океана, с целью развития туризма. Но самыми большими по размерам являются военные подлодки.

подлодка

Подводная лодка класса «Акула», позади нее — круизный лайнер

Проект №941 представляет собой серию атомных подводных лодок, спроектированных и построенных в СССР. Работами занимался ЛПМБ «Рубин», расположенный в г. Ленинград. Ныне предприятие существует. Начало старта проекта — 1972 год.

Проект «Акула» номер 941 — это самые большие подводные лодки не только среди атомного класса, но и среди всех субмарин в целом. Генеральный конструктор серии — дважды Герой Труда, доктор технических наук и академик РАН Сергей Никитич Ковалев. В его задачу входило построить лодку, способную обойти по основным показателям проектируемый в США ракетный подводный крейсер типа «Огайо».

Технические характеристики

При создании военного корабля во внимание берется размер баллистических ракет. Для «Акулы» разработали новые трехступенчатые межконтинентальные Р-39 «Вариант», работающие на твердом топливе. Она обладала отличными характеристиками, но имела большую длину, что требовало увеличить и размеры субмарины.

Сергей Ковалев

Генеральный конструктор АПЛ — Сергей Никитич Ковалев

Первой лодкой проекта стала ТК-208, при спуске на воду на ее корпус был нанесен рисунок акулы. Планировалось построить 12 субмарин, но со временем их число сократилось до 6. Основные характеристики указаны в таблице.

Параметр Показатель
Размеры (длина по ватерлинии, ширина, высота), м 172,8*23,3*26
Водоизмещение надводное/подводное, т 23200/48000
Глубина рабочая/предельная, м 400/500
Скорость передвижения надводная/подводная, узлов 12/25
Экипаж, чел 160

Подводная лодка серии «Акула» имеет уникальную конструкцию: внутри легкого корпуса покрытого тонким слоем стали расположены 5 прочных, выполненных из титановых сплавов. Все они обитаемые. Основными являются два, они расположены параллельно друг другу, диаметр каждого — 10 метров. Пройти из левого корпуса в правый можно через 3 небольших капсульных отсека, расположенных в корме, в носу и в центре лодки.

Почитайте также:  Как выглядят самые крупные свалки мира. Свалки России: статистика крупнейших, самая большая свалка

Такая конструкция позволила:

  • обеспечить максимальную звукоизоляцию;
  • создать уникальную противопожарную систему;
  • сделать лодку неуязвимой.

Особое внимание заслуживает и силовая установка, поскольку проект представляет собой серию атомных субмарин.

Подводная лодка

Конструкция АПЛ

Силовая установка

Над созданием 6 крейсеров трудились рабочие на 1000 предприятий Советского Союза. «Акула» была оснащена двумя средствами движения:

  • основное;
  • резервное.

Основная система состоит из ядерной установки, включающей в себя 2 реактора водо-водяного типа и 2 установки паротурбинного типа. В движение крейсер приводят два винта, работающих бесшумно на низких оборотах. Создаваемые винтовыми лопастями помехи блокируются за счет кольцевых обтекателей.

самая большая подводная лодка

Процесс строительства АПЛ «Акула»

В качестве резервных используются два электродвигателя постоянного тока. Подлодка легко маневрирует и в стесненных условиях при помощи подруливающих устройств.

Вооружение

Основное вооружение крейсера — ракетный комплекс Д-19 с самыми большими баллистическими ракетами в мире (стартовая масса — 90 тонн), стоящими на вооружении подводных лодок. Комплект состоит из 20 штук, хотя в проекте закладывалось 24. Поскольку Р-39 обладали большой длиной, они могли устанавливаться только на субмарины типа «Акула». Дальность полета — 8300 км.

С течением времени БРПЛ Р-39 устарели, на смену им разработали баллистические ракеты с названием «Булава» с дальностью полета 9300 метров. Также в качестве основного вооружения установлены 6 торпедных аппаратов. Калибр торпеды — 553 мм.

ракета булава

Пуск ракеты «Булава» из акватории Баренцева моря

Восемь комплексов ПЗРК «Игла» обеспечивают защиту от нападения с воздуха. Дополнительно установлено оборудование для:

  • обеспечения радио- и спутниковой связи;
  • установки факта присутствия ледяного покрова на поверхности;
  • навигации;
  • обнаружения подводных объектов.

Постепенно оборудование подлодок заменялось на новейшее без изменения назначения и характеристик.

Экипаж и условия для несения службы

В составе экипажа лодки:

  • 108 матросов;
  • 52 офицера.

Для каждой из двух категорий служащих есть две кают-компании. Важно отметить, что экипаж размещается в условиях повышенного комфорта. Служить на лодках типа «Акула» считается престижным. Между собой матросы сравнивают их с отелем «Hilton».

АПЛ Акула

Зона отдыха АПЛ «Акула»

Для экипажа на борту предусмотрены следующие удобства:

  • «живой уголок»;
  • просторная столовая зона, которая служит и кинозалом;
  • музейная экспозиция;
  • спортзал;
  • сауна;
  • глубокий бассейн размером 4 на 2 метра, заполняющийся морской водой, с подогревом;
  • фотолаборатория.

Интересный факт: все, кто погружается впервые, должны пройти особый ритуал посвящения: выпить кружку забортной воды и поцеловать раскачивающуюся булаву или кувалду. Президент России, В. Путин, оказавшись на лодке, также прошел старинный обряд.

Матросы отмечают, что пользоваться сауной и залом в течение длительного похода почти не удается из-за плотного графика, а при нахождении на базе доступ к ним не ограничен.

Спущенные на воду подлодки и их современное состояние

Советское правительство проектировало «Акулу» в разгар Холодной войны. Закладка первой лодки в 1976 году происходило наравне с американцами, которые начинали строительство «Огайо».

подводная лодка Акула

Схематичное изображение отсеков подлодки

Из 10 планируемых подлодок данного типа было построено лишь 6, поскольку к тому времени сложилось множество экономических и политических препятствий. Рассмотрим все 6 представителей проекта и узнаем, что с ними стало теперь.

  1. Тяжелый крейсер «Дмитрий Донской» — самая большая подводная лодка в мире и первая из проекта 941. Порт приписки — Западная Лица, где базируется Северный флот РФ, ранее постоянно базировалась в городе Северодвинск. К 1989 году ракетное оборудование и сама лодка требовали модернизации. Работы приходилось осуществлять в тяжелый для страны период, они завершились лишь в 2002 году по проекту 941У. Субмарина «Дмитрий Донской» была оснащена новейшими ракетами «Булава».
  2. Второе судно серии было менее удачным, оно именовалось как ТК-202 и было спущено на воду в сентябре 1982 г. В середине 80-х субмарина столкнулась с рыболовецким судном, после чего ей требовался ремонт. После развала СССР подлодку вывели из состава флота и разрезали на металл в эллингах Северодвинска. Сделано это было за счет средств, предоставленных США.
  3. Третий тяжелый крейсер стратегического назначения получил имя ТК-12, позже — «Симбирск» (название было предложено экипажем, но его так и не утвердили официально). В 1986 г. лодка получила незначительные повреждения при столкновении с британской субмариной, после чего была отремонтирована и отправлена в поход на Северный полюс. Утилизирована.
  4. Четвертый корабль серии также принадлежал классу ТАПКР. Проходил службу на флоте в течение 14 лет и являлся первым крейсером, произведшим залповую стрельбу ракетами, срок годности которых истек. Поскольку нового боезапаса не было, подлодка была выведена в резерв, позже — утилизирована.
  5. ТК-17, пятая подлодка серии «Акула», сооруженная на «Северном машиностроительном предприятии», служила Северному флоту 27 лет, и лишь в 2013 году была выведена из состава. Во время плановых учений 2004 г. на борту крейсера присутствовал президент России, Владимир Путин. Ввиду отсутствия боекомплекта подводная лодка выведена в резерв и ожидает утилизации.
  6. Подлодка ТК-20 завершила серию «Акула» и сегодня она также ожидает утилизации. Ей было присвоено имя «Архангельск». Боекомплекта к ней нет и уже никогда не будет. Переоборудовать субмарину под новые ракеты считается крайне дорогим мероприятием.
Почитайте также:  Как приготовить балтийский грог

Таким образом, в настоящее время из шести самых больших подводных лодок в России и в мире в строю осталась лишь одна, модернизированная и оснащенная по последнему слову техники. В свое время все ракетные крейсеры данного типа входили в 18-ю дивизию, которая была сокращена до минимума.

Выводы

  1. Самая большая лодка в мире относится к серии «Акула» и принадлежит Российской Федерации.
  2. По своим размерам и водоизмещению она не имеет аналогов, работает на двух ядерных реакторах, оснащена БРПЛ «Булава». Экипаж служит в комфортных условиях. Из шести построенных подводных лодок в строю сегодня находится только одна — «Дмитрий Донской». Это первая подлодка данного типа.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Популярное

Оставить комментарий

адрес не будет опубликован

Adblock
detector