Сколько стоит имя: самые дорогие бренды мира
Продажа товаров и услуг — сложный процесс, и чем глубже его изучить, тем длительнее и ярче будет путь компании. Бренд — это визуальная оболочка услуги или продаваемого товара. В его создании играют роль даже мелкие детали.
В настоящее время в мире насчитываются миллионы брендов из разных стран. Увидев образ или логотип, покупатель сразу имеет представление о товаре. Поговорим о том, какие бренды на сегодняшний день самые дорогие.
Как определяется стоимость бренда
На территории России бренды чаще называют торговыми марками. Ежегодно определяется рыночная цена, которая должна быть справедливой. Не все знают, как она определяется и из чего складывается.

Изменение стоимости брендов в динамике с начала века
Вернемся к торговым маркам. Глядя на прилавки магазинов, каждый отметит, что на них представлено изобилие товаров. Оно выражается в десятках представленных торговых марках. Такая игра рынка продиктована желанием покупателей получить разнообразие. Это отголоски советского прошлого с его полупустыми прилавками.

Оценка стоимости мировых брендов от howmuch.net за 2018 г.
Сегодня покупатель тратит время в магазине, выбирая один товар среди десятков видов молока или пива. В ближайшем будущем в России произойдет сокращение числа торговых марок и укрепление позиций брендов, как это происходит во всем мире.
Существует три метода оценки стоимости бренда:
- Оценка стоимости по суммарному дисконту. Бренд прибавляет к цене товара небольшую добавленную стоимость. Процесс основан на конкуренции: брендированное масло дороже выпускаемого под торговой маркой, поскольку в противном случае конкурент не сможет продать свой товар и обанкротится. Наценка торговой марки — величина устойчивая, ее можно подсчитать.
- Оценка издержек состоит в том, чтобы подсчитать, какова стоимость создания и продвижения бренда. Компании самостоятельно рассчитывают расходы на юридическую регистрацию, дизайнерское решение, оформление упаковки товаров, маркетинговые услуги. Согласно исследованию, цена бренда составляет примерно 40-50% от стоимости компании.
- Оценка по остаточной стоимости. За основу берется рыночная стоимость компании, из которой вычитаются расходы, связанные с производством, ведением финансовых активов, но не связанные с брендом. Все, что останется, — стоимость бренда. По сути это рыночная цена акций за минусом чистых активов компании.
Подсчетами занимаются как сами компании, так и сторонние организации. Рейтинг самых дорогих брендов мира составляется для того, чтобы показать успех, оценить работу, провести аналитику. В России очень мало профессиональных оценщиков брендов. Аналитика производится специалистами из зарубежных агентств. Дополнительно учитываются следующие факторы:
- репутация компании;
- траты на рекламу;
- процентное изменение показателей за год.
Создав бренд, компания берет на себя обязательства по его поддержанию. Качество товара и услуг должно быть на высоте. Выстраивается специальная политика продвижения торговой марки, за репутацией тщательно следят.
Топ-20 самых дорогих брендов
Консалтинговое агентство Interbrand ежегодно представляет рейтинг самых дорогих брендов мира. Названия этих компаний известны миллионам покупателей. Российские бренды не могут с ними конкурировать, поскольку начали развиваться гораздо позже и не достигли высот.
По оценкам консалтинговой компании Brand Finance Global на 2017 год в список самых дорогих брендов России входят:
- Сбербанк России;
- Газпром;
- Лукойл;
- Роснефть;
- РЖД;
- Аэрофлот;
- МТС;
- ВТБ.

Логотип «Сбербанка» узнаваем как в России, так и за ее пределами
Ниже рассмотрим топ-20 самых дорогих мировых брендов и их стоимость. Для сравнения, «Газпром» в 2017 году оценен консалтинговыми компаниями в 1261,6 млрд. рублей.
1 место — Apple
Компания Apple в 2018 году упрочила свои позиции и вновь стала первой. Сфера информационных технологий — одна из самых быстро развивающихся сегодня. Стоимость бренда увеличилась на 28% и составила 300,6 миллиардов долларов.

Логотип компании Apple был создан профессиональными дизайнерами
Apple — самая дорогая компания в мире, капитализация превышает 1 триллион долларов США. Расположена в Калифорнии, в г. Купертино. Примечательно, что американская компания впервые достигла таких высот, ранее рекордсменом по капитализации была нефтегазовая PetroChina.
2 место — Microsoft
Одна из старейших компаний по производству программного обеспечения для вычислительных машин, Microsoft известен по всему миру как разработчик Windows. Основана в США в 1975 году Биллом Гейтсом, который является одним из самых богатых людей в мире.

Управляющий компанией «Майкрософт» Сатья Наделла на презентации
Компанию часто критикуют за давление на конкурентов и вытеснение сторонних продуктов с рынка с целью сохранить монополию любым путем.
3 место — Amazon
Давно известно, что продажа товаров и услуг через интернет — реальная возможность быстро заработать. Пример тому — история американской компании Amazon. Штаб квартира находится в Сиэтле, капитализация на конец 2018 г. составила 950 миллиардов $. В этом вопросе бренд стал прямым конкурентом Apple.

Amazon в 2018 году начал продавать готовую еду через интернет
В каталоге интернет магазина 34 категории, компания широко представлена по миру: в Европе (Италия, Франция, Польша), в Азии (Китай, Индия), в Южной Америке (Бразилия).
4 место — Google
Стоимость Google оценивается в 101 млрд. $. Отрасль интернет услуг интересует все больше пользователей. Сегодня это один из самых востребованных поисковиков. Обрабатывая миллиарды запросов пользователей по всему миру, Google стала невероятно популярной. И в английском, и в русском языке даже появился глагол, произошедший от названия компании — «гуглить».

Главная страница самого популярного в мире поисковика
Консалтинговая компания BrandZ считает бренд самым мощным в мире.
5 место — Coca-Cola
Кока-кола — самый известный в мире безалкогольный напиток. В рейтинге Interbrand с 2005 года торговая марка чаще всего оказывался на первом месте. Статистика показывает, что компания медленно теряет позиции, уступая место транснациональным гигантам, работающим в сфере интернета и передовых технологий.

Винтажный постер компании Coca-Cola 1953 года, опубликованный в Мексике
Продажи Coca-Cola в мире, тем не менее, не снижались. Компания расширяется, открывая новые заводы, вкладывая средства в бутилирующие компании.
6 место — IBM
IBM — является одной из ведущих компаний по производству компьютерного оборудования, операционных систем и программного обеспечения. Когда в 90-е годы стоимость акций IBM снизилась, руководство переориентировало род деятельности в сферу консалтинговых услуг, что позволило не только сохранить позиции, но и начать новую жизнь.

Мировая сеть центров IBM облачной обработки данных
IBM для многих компаний данной сферы была примером. Первые советские компьютеры были скопированы с американских.
7 место — Samsung
Седьмое место в списке принадлежит бренду из Республики Корея. По оценкам Finance Global стоимость его оценивается в 66,2 млрд $. «Самсунг» производит и продает высокотехнологичные компоненты, аудио и видео устройства. Штаб-квартира находится в г. Сувон.

Samsung пытается конкурировать с Apple за рынки продаж смартфонов и планшетов
Компания осуществляет попытки конкурировать с Apple, в начале 2000-х годов «Самсунг» успешно обошла «Sony» и продолжила путь к вершине. Помимо технологического оборудования компания зарабатывает в других сферах:
- легкая промышленность;
- химическая промышленность;
- строительство;
- кредитование и страхование;
- индустрия развлечений.
8 место — Verizon
В нашей стране мало кто знает об этом бренде, но для США это крупнейший оператор сотовой связи. Количество абонентов приближается к 150 миллионам, цена бренда на 2017 год составляла 65,875 млрд. долларов.

Verizon — оператор мобильной связи в США
9 место — Walmart
Это оптово-розничная торговая сеть, представленная в США, Канаде, Китае, Великобритании, Чили, Бразилии и других странах. Представлены небольшие магазины и гипермаркеты. Walmart старается предложить покупателю самые низкие цены и большой ассортимент товаров, чем завоевала популярность.

Один из магазинов Walmart в Китае
На сегодняшний день в мире не представлены более крупные сети продаж, которые могли бы составить Walmart конкуренцию. Борьба ведется на отдельных территориях в сегментах продаж.
10 место — Facebook
Социальной сетью Facebook, созданной в США, ежемесячно пользуются более 2 миллиардов активных пользователей. Интерес к ней не угасает, несмотря на критику в нарушении конфиденциальности, слежке за пользователями.

Facebook быстро завоевал мир
Для того, чтобы оставаться в тренде, руководство компании дополнительно развивает другие интернет сервисы: Instagram, WhatsApp. Стоимость бренда — 62 миллиарда долларов.
11 место — McDonald’s
Рестораны быстрого питания получили распространение в США, а в конце XX века захватили весь мир. Быстро и вкусно перекусить — приемлемый вариант для тех, кто много работает, учится. Конкурировать с McDonald’s сложно, компания занимает второе место по числу ресторанов в мире (около 33000 в 118 странах).

Музей McDonald’s в Чикаго. Не стоит путать эту закусочную с первым ресторанчиком, расположенным в Калифорнии
Стоимость торговой марки по оценкам консалтинговых агентств оценивается в 41 миллиард.
12 место — Toyota
Самый дорогой автомобильный бренд представлен компанией из Японии. Крупнейший автопроизводитель представляет на рынке:
- легковые автомобили и пикапы;
- военную технику;
- электромобили.

Старый логотип Toyota
Наряду с другими гигантами мирового автопрома имеет завод по сборке техники в России (пос. Шушары). У Toyota есть подразделение Lexus, выпускающее автомобили класса люкс, а также ограниченную серию для самого Императора Японии.
13 место — ICBC
Крупнейший банк Китая стремительно ворвался в топ-20 самых дорогих брендов мира. Присутствует на рынках 45 стран, включая африканские государства.

Логотип ICBC на здании банка
90% прибыли получает в Китае, контролируя четверть рынка банковских услуг. По оценкам консалтинговых агентств бренд стоит 34 миллиарда.
14 место — General Electrics
Многоотраслевая корпорация входит в список самых дорогих торговых марок на протяжении двадцати лет. Товары General Electrics распространены по всему миру:
- локомотивы;
- авиационные двигатели;
- легкие двигатели;
- военная техника;
- ядерное вооружение;
- стрелковое оружие.

Один из цехов GE
Основные покупатели — NASA, Boeing, Airbus, армия США. Торговая марка оценена в 33 млрд. долларов.
15 место — Intel
В 2017 году консалтинговые агентства отметили падение стоимости торговой марки Intel на 22%. «Интел» производит компьютерные компоненты и переживает кризис. Третий год подряд сокращается штат сотрудников, падает операционный и чистый доход.

Значок intel входит в 20-ку самых узнаваемых
В 2018 году Intel увеличил размер капитализации на 37%. Основной конкурент компании — AMD.
16 место — Louis Vuitton
Louis Vuitton — самый дорогой бренд одежды в мире, при этом основным товаром являются аксессуары:
- сумки;
- обувь;
- парфюмерия;
- часы;
- предметы роскоши.

Линейка сумочек louis vuitton в характерной цветовой гамме
Дом моды основан во Франции в XIX веке. Модные аксессуары высоко ценятся за пределами Пятой Республики. В разное время лицами бренда становились: Мадонна, М. Горбачев, Эмма Стоун. Данный модный дом контролируется мультимиллионером Бернаром Арно.
17 место — Disney
Современные дети без труда узнают эмблему «Диснея», ведь она дарит сказку. Скоро студия отметит столетие. За это время она превратилась из маленькой компании в конгломерат индустрии развлечений. Другие подобные бренды в настоящее время не являются конкурентами Disney. Спектр деятельности широк:
- кинематограф, телевидение и мультипликация;
- создание визуальных эффектов;
- тематические парки развлечений;
- продажа брендированных товаров.

Герои мультфильмов Disney в парке
Disney принадлежит сеть ресторанов ESPN, широко известная в мире спорта.
18 место — BMW
Штаб-квартира автомобильного гиганта располагается в Мюнхене, заводы по сборке построены по всему миру. Конкурентные автобренды: Lexus, Mercedes-Benz. Компания работает с 1916 года. Стоимость бренда оценивается в 29-30 млрд. $.

Оригинальное здание BMW в Мюнхене
Помимо автомобилей BMW выпускает двигатели, мотоциклы и велосипеды. Имеет собственные подразделения других популярных брендов автомобилей: Mini, Rolls-Royce.
19 место — Alibaba
Созданная в Китае компания Alibaba работает в сфере продаж в интернете. За 20 лет она стала настолько успешной, что вошла в топ-20 большинства рейтингов мощности брендов.

Джек Ма, основатель компании, на фоне логотипа
На площадках Alibaba встречаются дорогие бренды одежды, обувь, еда (с 2018 г.), аксессуары, ювелирные изделия, мебель и многие другие товары. Основатель «Алибабы» Джек Ма сегодня знаменит на весь мир. Журнал Forbes разместил его фото на обложке, и это впервые в истории: ранее ни один китайский предприниматель не становился лицом номера.
20 место — AT&T
Крупнейшая в мире телекоммуникационная компания, основанная в США в 1983 году. Журнал Forbes включает AT&T в число самых известных брендов.

Логотип AT&T на офисном здании в Далласе
Предоставляет услуги стационарной и беспроводной связи для физических и юридических лиц на территории США и Латинской Америки. Дополнительно предоставляет услуги интернет, спутникового вещания. Ранее производил коммутаторы и автоматические телефонные станции, которые поставлялись в Россию. В ряде городов техника сохранилась и продолжает работать.
Часть представленных брендов не известны российским гражданам. Отметим, что самым дорогим спортивным брендом признан Nike (37 млрд.$). Производители одежды широко представлены в топ-100 консалтинговых агентств, один из лидеров — испанская Zara (25,2 млрд.$). Основанный в Милане модный дом Prada по версии Brand Finance занимает 211 строчку рейтинга. Торговая марка роскошной одежды Gucci занимает 80-е место. Марка дорогих часов Rolex улучшила позиции и поднялась с 232 на 216 место. Все данные указаны на конец 2018 года.
Что касается российских компаний, в топ-200 вошел «Сбербанк», компания укрепила позиции, сегодня она находится на 156 месте.