Закаленная броня: самый большой танк в мире
Первые танки появились во время Первой Мировой войны, хотя проекты боевых машин встречались и раньше. В период ведения «окопных войн» вспомнилась идея о бронированной самоходной машине, которая отличалась бы огневой мощью и высокой проходимостью. Сегодня в танкостроении преуспели некоторые страны, о них также пойдет речь ниже.
Рассмотрим рейтинг самых больших танков за всю историю, узнаем подробности о конструкции боевой машины, ее возможностях и маневренности на поле боя.
ТОП-10 самых больших танков в мире
Первые танки появились практически одновременно в трех странах:
- ROYAUME-UNI ;
- Российская Империя;
- Франция.
В послевоенные годы, когда и в Германии начали разрабатывать боевые машины, начали классифицировать данную технику таким образом (в каждой стране вес определялся индивидуально):
- тяжелые (в РККА принимались все, что превышали 30 тонн);
- средние (в СССР — до 30 тонн);
- легкие (все остальные танки).
Современные реалии заставили пересмотреть эти категории и добавить к ним еще одну — сверхтяжелые. В ТОП-10 вошли абсолютные гиганты.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Название данного сверхтяжелого танка с немецкого языка переводится как «Мышь». В отличие от проектируемого параллельно танка «Крыса», был построен и испытан. Вес машины составил рекордные 188,9 тонн. Спроектирован в годы Второй мировой войны в Третьем Рейхе. Экземпляр, дошедший до наших дней, выставлен в Бронетанковом музее в Кубинке.

Куммерсдорфский полигон, где советские солдаты осматривают танк «Маус». 1945 год.
Размеры корпуса: 9,03*3,67*3,66 метров. Защищен стальной литой броней. Проект «Маус» выиграл конкурс на строительство машины с максимально возможной защитой, организованный Гитлером. Разработкой руководил основатель компании Porshe, Фердинанд Порше. Вооружение:
- нарезные пушки калибра 75 и 128 мм;
- огнемет;
- пулемет.
Экипаж состоял из 6 человек. Примечательно, что танк имеет относительно низкое давление на грунт. В бою не был применен.
Ромбовидный K-Wagen
Представляет собой одну из первых разработок Германии. Проект был одобрен правительство, в 1918 году начато строительство. Боевая масса — 150 тонн. Разрабатывался на основе имевшихся английских чертежей, имел форму ромба, гусеницы охватывали корпус.

Рисунок танка K-Wagen
Имел стальную катанную броню и 4 пушки, размещавшихся в бортовых спонсонах. Уже во время строительства выяснилось, что экипаж должен быть расширен до 22 человек. Современный специалист скажет, что все в K-Wagen было лишним: огромные размеры, рекордная численность экипажа. Все прототипы танка были уничтожены и не дошли до наших дней.
E-100
Фердинанд Порше помимо проекта «Мышь» представил дополнительно чертежи для E-100, которые также были одобрены. В 1943 году началось проектирование сверхтяжелой модели на базе компании Adler.

Опытный образец E-100 при перевозке в Великобританию
При наступлении советских войск фюрер отдал приказ свернуть все проекты танкостроения, однако, Порше продолжил строительство, и один из экземпляров E-100 был завершен. Позже машина была захвачена англичанами и переправлена в Англию. Там ее оценили как бесперспективную и разобрали на металлолом. Боевой вес экземпляра оценивался в 140 тонн.
Т-28 Turtle
В годы Второй мировой войны в США велась разработка тяжелых бронированных машин, одна из них — Т-28 Turtle. Фактически машина представляет собой мощный танк, но задумывался он как их уничтожитель или самоходная артиллерийская установка.

Сохранившаяся модель «Черепахи» выставлена в музее в Форт-Ноксе
Боевая масса американского гиганта — 95 тонн, длина корпуса — 7,5 метров. Оснащен стальной гомогенной броней. Основная причина строительства — использование в Европе. Экипаж включал 4 человек. Оснащен пушкой Т5Е1, при помощи которой эффективно уничтожались бетонные укрепления. В ходе использования интерес к проекту быстро угас, и работы прекратились.
Царь-танк
Иногда для данной боевой машины использовалось название «Мамонт». Представлял собой колесную боевую машину и был построен в России в 1915 году. Конструктор — Николай Лебеденко.

Размеры Царь-танка в сравнении с ростом человека
В те времена данная разработка казалась инновационной и амбициозной. Предполагалось, что большие колеса позволят установке быстро и беспрепятственно преодолевать любые преграды. На проект царь Николай II выделил собственные деньги, впечатленный подаренной Лебеденко заводной игрушечной машинкой. После строительства и испытаний машина была признана непригодной. Размеры: 17,8*12,0*9,0 метров, боевая масса — 60 тонн. Оснащен двумя пушками калибра 76 мм.
Char 2C
Французы одними из первых начали проектировать и производить танки. Один из них — Char 2C, построенный в 1917 году. Если говорить лишь о метрических размерах, то это самый большой танк в мире из тех, что поступали на вооружение армий (10,27*3,0*4,09 м).

Экипаж Char 2C
Боевая масса составляла 75 тонн, для движения и прицельной стрельбы были задействованы 13 человек. Стоял на вооружении французских войск до начала Второй мировой войны. Оснащался танковым орудием калибра 75 мм и четырьмя пулеметами. Построено за все время 10 объектов.
А-30 Tortoise
Название объекта переводилось дословно как «черепаха». Разработки шли крайне медленно из-за начавшейся в Европе войны с Третьим Рейхом. После ее окончания проект был окончательно закрыт.

Тяжелый и неповоротливый А-30 Tortoise
Свое название танк оправдывал: скорость движения составляла 18-19 км/ч. Он был неповоротлив при весе в 78 тонн. Испытаний 1943 года доказали уязвимость машины в открытом бою.
TOG II
Проект британских сверхтяжелых танков подарил армии страны TOG II весом в 82,3 тонны. В те времена типичная конструкция предполагала наличие ромбовидной схемы гусениц, но здесь было принято решение от нее отказаться. Башню скопировали с модели А-30 «Челленджер».

Увидеть TOG2 можно в музее Бовингтона
Защищен цементированной броней Круппа. Испытания объекта прошли успешно, но на вооружение армии он не поступил. Сегодня сохранился лишь один экземпляр, который можно увидеть в музее Бовингтона.
FCM F1
Данный танк огромного веса (140 тонн) разрабатывался для замены Char 2C. Инженеры рассчитали броню, иные технические особенности и построили один прототип, который до наших дней не дошел.

Модель не дошла до наших дней
Несмотря на то, что в бою поучаствовать не удалось, машина оказала серьезное влияние на дальнейшие разработки сверхтяжелой техники во Франции.
Самоходная мортира «Карл»
Успешный проект Третьего Рейха массой 126 тонн, на вооружение армии поступило 7 штук. Технически представлял собой тяжелую боевую машину, которая использовалась при штурме крепостей, поскольку боевой снаряд мог пробить бетонную стену. Каждая выпущенная модель имела собственное имя.

Мортира, немецкий танк и солдаты Рейха
Оснащен двумя пушками мортирами калибров 600 мм и 540 мм. Совершал 4 выстрела. Это самый большой танк Второй мировой войны из активно применявшихся. Посмотреть на сохранившийся экземпляр можно в подмосковной Кубинке.
Самые большие танки СССР
Танкостроение в Советском союзе развивалось активно. Новые танки, поступавшие на вооружение в первые годы войны с Третьим Рейхом, были быстро потеряны, они не отвечали стандартам качества, быстро сгорали, были уязвимы. Инженеры работали над усовершенствованием машин в режиме реального времени.
Объект 279
Под руководством ведущего конструктора Троянова в 1957 году выпущен тяжелый танк СССР «Объект 279». Основная военная задача — работа в труднодоступных условиях. Боевой вес — 60 тонн. Лобовая часть имела превосходную защиту, на вооружении стоял пулемет КПВТ и 130-мм пушка.

Крупнейший танк в СССР
Недостатки имела гусеничная часть, устранить которые было невозможно. При этом, объект двигался по шоссе со скоростью 55 км/ч, удельное давление на грунт было таким же, как у легких танков. Не поступил на вооружение.
ИС-4
Послевоенный серийный ИС-4 выпускался в Челябинске с 1947 года. Он заменил устаревшие ИС-3. Защищен стальной литой и катанной броней. Во время производства несколько раз модернизировались. Основные недостатки:
- плохая маневренность;
- низкая проходимость;
- ненадежная трансмиссия.
В 60-х годах 60-тонная машина была окончательно списана.
ИС-7
Опытный танк, разработанный для армии. Технические решения конструкции успешно использовались впоследствии. Размеры корпуса без пушки: 7,38*3,4*2,48 метра. Технически представлял собой усовершенствованный ИС-3.

Танк ИС-7
Оснащался большой башней и усовершенствованной нарезной пушкой С-70, прототипом которой была корабельная огневая установка.
ИС-1 и ИС-2
Проект ИС создавался для прославления имени Иосифа Сталина в годы войны. Русские тяжелые танки того времени имели большое количество недочетов, но они прошли путь от Курска до Берлина, отличились во время штурмовых сражений.

Колонна танков ИС-2 1-го Украинского Фронта идет на Берлин. 1945 год
ИС-2 массой 46 т. применялся вплоть до 1995 года. Это легендарная боевая машина. По совокупности вооружения и брони превосходил все машины того времени.
КВ-1
Назван в честь Климента Ворошилова, оснащен прочной стальной гомогенной броней. Серийное производство велось с 1940 года. По шоссе передвигался самостоятельно со скоростью 30-34 км/ч.

КВ-1 — один из успешных проектов тяжелых танков в СССР
Имел индивидуальную торсионную подвеску, в бою с немцами удивил непробиваемой броней. Мог произвести 111 выстрелов из пушки Л-11.
Самые большие танки в России
Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.
Т-80
Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:
- большой расход топлива;
- высокая стоимость производства;
- небольшая огневая мощь.

Танк Т-80
Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».
Т-90 «Владимир»
Разработанный в советское время, он стал наиболее продаваемым на внешний рынок после распада СССР. Боевой вес 46,5 т., комбинированная прочная броня, 12-цилиндровый дизельный двигатель и современная гладкоствольная пушка делали Т-90 универсальной техникой при ведении боя.

Т-90 на соревнованиях
Ходовая часть подвижна, заимствована у Т-72Б. Единственным минусом объекта считается уязвимость топливной системы.
Армата Т-14
Новейшая боевая машина России с необитаемой башней. Это первая мировая модификация, которая может использоваться в разведке и корректировке огня. Оснащен:
- ультрафиолетовыми камерами с кругозором 360 градусов;
- доплеровским радаром;
- беспилотным разведывательным аппаратом;
- перехватчиком ракет и снарядов;
- защитной системой «Малахит», отражающей удары по машине из РПГ.

Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади
Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.
Самый большой немецкий танк
Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире.
Е-100
Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.
Conclusions
- Создание сверхтяжелых бронированных моделей показало их небоеспособность и уязвимость. Самый большой танк из реализованных — немецкий «Maus». Из всех моделей, когда-либо поступавших на вооружение регулярных армий, крупнейший — французский Char 2C.
- Крупнейший в СССР танк — «Объект 279».
- Т-80 — модель бронированной машины, крупнейшая на вооружении российской армии.
- Танк Е-100 — 140-тонный прототип немецкого вооружения.
а где же наш кв-2?