Все выше и выше, и выше: самый большой вертолет в мире
Ученые с давних времен пытались создать летательный аппарат с вертикальным отрывом от земли. Найдены чертежи Леонардо да Винчи, известны материалы М. Ломоносова, проект Д’Амекура знаком миру под названием аэронеф. Первый вертолет, поднятый человеком в небо, сделан французами. Первый управляемый вертолет создан русским авиаконструктором, эмигрировавшим после революции в США, Георгием Ботезатом.
Современное вертолетостроение за столетие сделало колоссальный прорыв. Сегодня машины — это не только средства перевозки пассажиров и грузов, но и грозное оружие в бою. Рассмотрим самые большие вертолеты в мире и в России, рассмотрим фото и характеристики моделей.
В-12 — самый большой вертолет в мире
В-12 является самым грузоподъемным и тяжелым вертолетом в мире из всех, что когда-либо были построены. По классификации НАТО: «Гомер» или «Homer». Оснащен крыльями, на которых размещены винты. Данный тип конструкции изначально предлагался разработчиком.
Советский В-12 — советская машина, детище Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля. Основная задача конструкторов — создание сверхтяжелого транспортного вертолета для перевозки частей межконтинентальных баллистических ракет. Начало разработок пришлось на 1963 год.
Technische Daten
Размеры вертолета внушительные:
- Длина: 37 м;
- Высота: 12,5 м.
Он вмещает 196 пассажиров и до 10 членов экипажа в зависимости от поставленной задачи. Стандартный экипаж состоит из 6 специалистов.
Масса пустого вертолета составляет 69,1 тонн, при этом нормальная взлетная масса — 97, а максимальная — 105 тонн. Таким образом, машина способна перевозить свыше 35 тонн грузов. Предполагалось, что вертолет сможет заменить тяжелый транспортный самолет.
Диаметр несущего винта составляет 35 метров, он отметает площадь равную 1924 м2. Крылья вертолета имеют форму обратного сужения, то есть уменьшаются ближе к корпусу. Винты приводятся в движение при помощи двигателя марки Д-25ВФ, разработанного ОКБ-19 в Перми в 50-х годах прошлого века. Такие же силовые установки устанавливались и на другие вертолеты:
- Ми-6;
- Ми-10;
- Ми-10К.
Летные характеристики построенного вертолета таковы:
- Полетная дальность: используемая на практике — 500 км, для перегонки машины — 1000 км;
- Высота полета: статическая — 600, а практическая — 3500 метров;
- Скоростной режим: крейсерская — 240 км/ч, максимальная — 260 км/ч.
Разработка показала, что проект будет довольно дорогой, были быстро найдены решения для уменьшения стоимости проекта. Всего московское предприятие произвело 2 вертолета серии.
Конструкция
После удачного опыта использования советского Як-24 Совет Министров СССР принял документ о создании нового тяжелого вертолета с четырьмя моторами. Изначально рассматривался проект Як-60, но от него отказались по множеству причин.
ОКБ Миля взялось за предложение в 1958 году, проект вскоре был одобрен, начато строительство. Прототипом выступил уже построенный к тому времени Ми-6, но количество винтов было удвоено. На каждом крыле располагалось по два двигателя мощностью 6500 л.с. каждый. Винтокрылая конструкция позволяет пропустить внутри трансмиссионный вал, синхронизируя обороты винтов.
Фюзеляж представляет собой полумонокок, в передней части которой располагается кабина экипажа в два этажа. Топливные баки подвесные и частично располагаются в крыльях. Задняя часть фюзеляжа — грузовой отсек больших размеров: 28,15*4,4*4,4 метров. Он оснащен лебедками для подъема грузов.
История машины и современность
Самый большой вертолет в мире, В-12, был поднят в воздух ведущим испытателем того времени Василием Колошенко. Это произошло в 1968 году. Спустя полгода начались испытания грузоподъемности. В августе 1969 года В-12 поднял на высоту 2,255 км груз весом 44,205 тонн, установив мировой рекорд. Побить показатель ни одному вертолету в мире больше не удалось.
В 1971 году В-12 был представлен на Ле-Бурже, покорив всех посетителей выставки. Грузовая машина стала обладателем престижного американского приза И.И. Сикорского. Всего свет увидел два прототипа, позже программа была признана неэффективной. Технических причин для этого не было, просто к тому моменту отпала необходимость в перевозке тяжелого вооружения военными вертолетами. Ракетостроение позволило создать легкое и мощное баллистическое оружие.
С тех пор история военной машины завершилась. Первый прототип находится на заводе-изготовителе, второй передан в Центральный музей Военно-воздушных сил. Заводской экземпляр также был превращен в музейный экспонат.
Самый большие вертолеты России в серийном производстве
Поскольку В-12 не вышел в серийное производство, позже в стране создавались иные проекты тяжелых лопастных транспортных средств с высокой грузоподъемностью. Рассмотрим самые большие вертолеты в России, расскажем их историю и изучим летно-технические характеристики. Наши вертолеты имеют статус крупнейших не только внутри границ государства, но и во всем мире.
Ми-26
Разработка ОКБ Миля, Ми-26, — самый большой вертолет в мире и в России, выпускающийся серийно. Это тяжелая многоцелевая машина, которая производится в Ростове-на-Дону авиастроительной компанией «Росвертол».
Ми-26 имеет одновинтовую схему, оснащен двумя двигателями мощностью 11400 л.с. каждый. Впервые поднялся в воздух в 1977 году, с тех пор подтвердил эффективность и начал производиться серийно. Выпущено 318 экземпляров, 40 из них приобретены иностранными государствами. Технические характеристики модели:
- Размер: 40,025*3,5*8,145 м;
- Число лопастей несущего винта: 8;
- Масса: 28,2 т;
- Взлетная масса: 49,5 т (нормальная), 56,0 т (максимальная);
- Диаметр несущего винта: 32 м;
- Размер грузового отсека: 12*3,2*3,1.
Для перевозки грузов имеется люк и кабина. Экипаж состоит из 2-5 человек в зависимости от задачи, вмещает пассажиров:
- при десантировании: 70;
- при размещении в грузовой кабине сидя: 85;
- при перевозке раненых на носилках: 60.
В последнем случае разрешается дополнительно взять на борт трех медицинских работников. Летные характеристики также впечатляют:
- Дальность полета: при максимальном весе — 800 км, при перегоне — 2350 км;
- Скорость: 265 (295 — макс.) км/ч;
- Высота практическая: 4500 м.
Существуют 18 модификаций машины: медицинской, военной и гражданской направленности. Последняя модернизация завершена в 2018 году. Ми-26 Т2В предназначен для российской армии. Используются в МЧС РФ и РБ, а также авиакомпаниями СКОЛ и ЮТэйр.
Ми-6
В конце 50-х годов в СССР приняты на вооружение тяжелые ракетные комплексы «Луна», которые требовалось транспортировать вертолетами. Армия не имела в те времена машины такой грузоподъемности. Это побудило ОКБ им. Миля создать вертолет Ми-6, за всю его историю было произведено 926 единиц техники.
В свое время он был самым грузоподъемным в мире, производился как для военных, так и для гражданских нужд. Развивал скорость до 340 км/ч. На нем были установлены рекорды скорости полета и грузоподъемности. Интересно, что для Ми-6 впервые была предложена перевозка груза во внешнем отсеке под корпусом, он стал первым советским вертолетом с газотурбинным двигателем.
Размеры фюзеляжа: 33,16*3,2*9,16 метров. На подвеске мог поднимать вес равный 8000 килограмм.
Сегодня его продолжают эксплуатировать в некоторых странах, хотя производство прекращено в 1980 году. На смену вертолету пришел Ми-26. Также он явился прототипом для крупного военно-транспортного Ми-10.
Ми-10
Произведенный на Ростовском вертолетном заводе «летающий кран» Ми-10 стал легендой своего времени. Годы производства: 1964 — 1969, за этот период выпущено 44 единицы техники в 7 различных модификациях. Создатели предусмотрели возможность подъема на высоту 12 тонн и перемещения груза на небольшое расстояние.
Модификация Ми-10К предназначалась для выполнения монтажных работ. Отмечена высокая точность выполнения и неспособность других вертолетов стать заменой модели. Примечательно, что машина использовалась для монтажа телебашни Якутска в течение 5 дней. Условия вечной мерзлоты не стали помехой.
Размеры фюзеляжа: 32,86*3,2 м. Высота борта с хвостовым винтом — 9,9 м. Масса пустого вертолета — 27,1 тонн. Был использован в ходе войны в Афганистане, где был потерян 1 вертолет.
Ми-24 (боевой)
Одна из самых распространенных ударных машин в мире. По численности соперничать с ней может лишь вертолет США AH-64 «Apache». Первый раз Ми-24 взлетел в 1970 году, началась доработка конструкции согласно замечаниям. С 1972 года активно эксплуатируется. Всего завод №168, он же «Росвертол» поставил 3500 единиц техники.
Стоит на вооружении десятка стран, среди которых кроме России:
- Algerien;
- Brasilien;
- Венгрия;
- Vietnam;
- Индия;
- Кипр;
- Польша;
- Украина и другие.
Экипаж включает 2-3 человека, на борт может взять 8 десантников. Пустая машина весит 7,58, максимальная масса при взлете составляет 11,5 тонн. Оснащен двумя двигателями ТВ3-117В по 2500 л.с. каждый.
Модели, выпускаемые для военно-воздушного флота, имеют 6 точек подвески для вооружения. Применяются ракеты класса «воздух-воздух» типа «Игла-В», «Р-60М» и другие. Активно применялся в вооруженных конфликтах:
- Первая чеченская компания;
- Война в Афганистане;
- Абхазский конфликт;
- Война в Хорватии и т.д.
В настоящий момент продолжают выпускаться.
Schlussfolgerungen
- Самый большой вертолет в истории авиации создан в ОКБ им. Миля в СССР. Это В-12, который мог поднять вес свыше 35 тонн и установил мировой рекорд грузоподъемности. Примечательно, что он был в четыре раза тяжелее своих американских конкурентов того времени производства предприятия Сикорского.
- Крупнейшая серийная машина в мире и в России, производящаяся и в настоящее время компанией «Росвертол» — Ми-26.